Центр дополнительного профессионального образования

История и направления работы Центра дополнительного профессионального образования

В 1993 г. в Рязанском государственном медицинском университете на базах МУЗ “Новомосковская городская клиническая больница” и “Рязанская областная клиническая больница“ была открыта кафедра хирургии и общеврачебной подготовки с курсом эндохирургии факультета последипломного образования.С момента организации и до 2014 года кафедру возглавлял доктор медицинских наук, профессор В.П. Сажин, на кафедре работали 4 профессора, имеющие ученые степени докторов мед. наук и 12 кандидатов мед. наук.

Основными направлениями научной работы кафедры являлись:

  • разработка и внедрение новых лапароскопических технологических направлений хирургии;
  • разработка и внедрение новых методов лечения больных с острым панкреатитом и хирургической инфекцией;
  • разработка и внедрение методов детоксикации при лечении эндогенной токсемии;
  • разработка и внедрение научно-организационных и практических направлений в работе врача общей практики и семейной медицины.

Кафедра являлась лидером отечественной лапароскопической хирургии. В 1993 г. на кафедре впервые в России выполнена лапароскопическая резекция сигмовидной кишки. Одними из первых в стране сотрудники кафедры выполнили лапароскопическую резекцию желудка и первую лапароскопическую тотальную гастрэктомию.

На кафедре впервые в России разработаны и внедрены в практику оригинальные методики лапароскопических резекций желудка, ваготомии, гастрэктомии и лимфодиссекции, в 1992 году выполнена одна из первых в России лапароскопическая холецистэктомия. На кафедре был накоплен наибольший в Европе опыт лапароскопических операций на желудке. Обыденными в клинике стали лапароскопические операции при остром и хроническом холецистите, холедохолитиазе, паховых грыжах, остром аппендиците, перфоративной язве.

Это направление работы кафедры было включено в Федеральную программу развития лапароскопической хирургии России. Одними из первых в стране сотрудники кафедры разработали и внедрили метод лапаростомии при лечении перитонита и эндоскопический метод лечения острого панкреатита.

Ежегодно сотрудники кафедры выполняли более 1 тысячи сложных операций с применением открытых и лапароскопических технологий. Они участвовали в Российских и Международных конгрессах, съездах и конференциях по традиционной и лапароскопической хирургии, выступали с докладами и сообщениями.

Кафедра активно участвовала в национальном проекте «Здоровье», в 2006 году проведено обучение 60 курсантов на 6 циклах «Общая врачебная практика». Для учебно-методического обеспечения этих циклов были разработаны рабочие программы, составлены расписания занятий, изготовлены видеофильмы, слайды и таблицы, тесты, экзаменационные билеты. Обучение прошли врачи из Узловского, Кимовского, Богородицкого, Новомосковского районов и г. Донского.

Подготовка врачей и медицинских сестер общей практики являлась приоритетным направление работы кафедры, проводилась на циклах:

  • «Общая врачебная практика»
  • «Современные принципы оказания амбулаторной помощи»
  • «Актуальные вопросы оторинолярингологии в работе врачей общей практики»
  • «Вопросы специализированной помощи в работе врачей общей практики»
  • «Актуальные вопросы офтальмологии в работе врачей общей практики»
  • «Актуальные вопросы неврологии в работе врачей общей практики»
  • «Актуальные вопросы хирургии и хирургической инфекции в работе врачей общей практики»
  • «Актуальные вопросы диагностики и лечения заболеваний суставов в работе врачей общей практики»
  • «Современные аспекты организации работы медсестры общей практики»
  • «Актуальные вопросы семейной медицины в работе участкового терапевта»
  • Функциональная и инструментальная диагностика в работе врачей общей практики”.

На кафедре осуществлялись такие виды последипломного обучения как:

  • Интернатура
  • Клиническая ординатура и аспирантура по хирургии

Выполнялась профессиональная подготовка по специальностям:

  • «Работа процедурных мед. сестер современного стационара»
  • «Работа палатных мед. сестер современного стационара»
  • «Лапароскопическая хирургия и гинекология»
  • «Лапароскопическая хирургия»
  • «Лапароскопическая гинекология»
  • «Лечебная и диагностическая артроскопия»
  • «Лапароскопическая резекция желудка»
  • «Лапароскопическая резекция толстой кишки»
  • «Хирургия».

Обучение на кафедре прошли более 2000 врачей и медицинских сестер из более чем 30 городов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Основной контингент обучающихся составили врачи и мед. сестры Тульской области.

Сотрудниками кафедры опубликовано более 800 научных работ, в том числе 10 монографий, 17 практических руководств и 12 методических рекомендаций, ими получено 8 патентов и авторских свидетельств, сделано 42 рационализаторских предложений.

Монографии «Лапароскопическая хирургия» и «Перитонит» написанные авторским коллективом кафедры в соавторстве с профессором В.П. Сажиным и настоящее время являются настольными книгами для многих опытных и начинающих хирургов. Это положение относится и к изданным при непосредственном участии сотрудников кафедры книгам: «Лапаростомия в комплексном лечении распространенного гнойного перитонита», «Хирургическое лечение острого деструктивного панкреатита», «Лапароскопическая резекция сигмовидной кишки», «Лапароскопические операции при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки», «Лапароскопическая герниопластика при ущемленной паховой грыже», «Хирургическое лечение панкреонекроза».

Для врачей общей практики написаны и опубликованы учебные пособия: «Принципы лечения офтальмологических заболеваний в общеврачебной практике», «Микробиологическая диагностика и рациональная антибиотикотерапия хирургических инфекций», «Колопроктологические заболевания в общеврачебной практике», «Психосоматические расстройства при кардиоваскулярной патологии в общемедицинской практике», «Сахарный диабет 2 типа в общеврачебной практике».

За время существования кафедры подготовлены и успешно защищены 12 докторских и 23 кандидатских диссертаций.

Для обеспечения учебного процесса сотрудниками кафедры были созданы рабочие программы, подготовлено большое количество новых лекций, методических разработок к практическим занятиям, тестов для вводного и заключительного контроля, материалы для проведения сертификационных экзаменов, внедрены различные формы программно-информационного обеспечения учебного процесса.

Были подготовлены лекции интерактивного обучения по хирургии, лекции-презентации с использованием мультимедийного проектора по основным разделам для врачей общей практики:

  • внутренние болезни — ИБС
  • острый коронарный синдром
  • гипертоническая болезнь
  • аритмии
  • сердечная недостаточность
  • миокардиты
  • инфекционный эндокардит
  • тромбоэмболия легочной артерии
  • нейроциркуляторная дистония
  • язвенная болезнь
  • пневмонии
  • ХОБЛ
  • болезни суставов
  • хирургия — острый аппендицит
  • острый панкреатит
  • прободные язвы
  • ущемленные грыжи
  • ЛОР-болезни
  • офтальмология.

Подготовлено более 20 презентаций по подготовке врачей по специальностям и некоторым общемедицинским проблемам (алкоголизм, наркомания, табакокурение, эндокринопатии), по рациональной фармакотерапии.

Врачи общей практики знакомились с новыми методами диагностики, включая коронарную ангиографию, ультразвуковое исследование сердца и сосудов, тест чрезпищеводной стимуляции предсердий, Холтеровское мониторирование, суточное мониторирование АД, капнографию, спирографию, пикфлоуметрию.

Были внедрены в практику лечебные программы, соответствующие требованиям Формулярной системы, принципам медицины, основанной на доказательствах, стандартам качества оказания медицинской помощи.

В учебный процесс были внедрены результаты научных работ, проводимых на кафедре в течение ряда лет. Проблемные лекции читались профессорами В.П. Сажиным, А.Л. Авдовенко и В.П. Жаболенко.

На кафедре была проведена работа по сертификации профессорско-преподавательского состава по специальности «Общеврачебная практика (семейная медицина)”, в результате чего весь профессорско-преподавательский состав кафедры был сертифицирован. Кафедра включена в систему подготовки ВОП в рамках Национального проекта «Здоровье».

Несмотря на то, что кафедра являлась одним из лидеров лапароскопической хирургии России, ее сотрудники находились в постоянном творческом поиске, разрабатывали новые современные методики различных разделов ургентной хирургии, медикаментозного и хирургического лечения язвенной болезни и онкологических заболеваний органов брюшной полости.

На кафедре был разработан и внедрен в практику метод эндовидеохирургического лечения гнойно-воспалительных заболеваний мягких тканей. Разработан и внедрен в практику метод эндовидеохирургического лечения кровотечений из язв желудка и двенадцатиперстной кишки. По этим проблемам получены патенты на изобретения. Разработаны и внедрены в практику методы ультразвуковой диагностики и диагностики течения раневого процесса при гнойно-воспалительных заболеваний мягких тканей. Внедрен в практику метод ультразвукового стадирования рака прямой кишки.

Эти научные направления работы кафедры находили свое воплощение в защищенных и планируемых к защите докторских и кандидатских диссертациях с непременным дальнейшим внедрением полученных результатов научных исследований в работу практического здравоохранения.

Одним из перспективных направлений работы кафедры являлась семейная медицина. По этой специальности на кафедре целенаправленно готовились врачи и медицинские сестры с их последующим направлением для работы по этой специальности. На циклах по подготовке общеврачебных кадров к 2002 году была проведена теоретическая и практическая подготовка врачей и медсестер общей практики. Благодаря проведенной работе с 2003 года амбулаторно-поликлиническая помощь населению города и района проводилась только по принципу общеврачебной практики.

Одним из основных принципов обучения врачей общей практики на кафедре явилось создание системы непрерывной профессиональной подготовки врачей и медицинских сестер общей практики.

При обучении врачей общей практики сотрудники кафедры ориентировались на следующие требования:

рачи общей практики должны повышать качество оказываемой ими медицинской помощи, обеспечивать весь комплекс профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий;

  • знание основ законодательства здравоохранения, при этом основной акцент делается на нормативные документы и приоритетные национальные проекты;
  • оптимальное использование новых медицинских технологий;
  • приводить в соответствие индивидуальные и общественные потребности в охране здоровья.

Многие из пунктов идущего в стране приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения касаются непосредственно его первичного звена. Кафедра быстро реагировала на необходимость подготовки таких специалистов.

Учитывая, что в основе работы первичного звена должно лежать качество оказания медицинской помощи, последипломное образование врачей общей практики на кафедре строилось по принципу непрерывности и соответствия современным нормативным документам и адаптации каждой «узкой» специальности к стандартам, применяемым в общеврачебной практике.

Для такой многогранной специальности как общеврачебная практика оказалось недостаточным проведение стандартных терапевтических циклов. Для того чтобы врач общей практики мог управлять процессом лечения пациентов, он должен работать в непосредственном контакте с «узкими» специалистами, имея при этом достаточную теоретическую подготовку и практические навыки для определения оптимального «маршрута» пациента.

По существующему положению врач общей практики один раз в пять лет должен пройти переподготовку, но опыт показал, что этого недостаточно, за это время он должен обучатся на 3-4 тематических циклах, один из которых является «базовым», где идет переподготовка по терапевтической патологии, а на последующих циклах должны осваиваться новые методики диагностики и лечения по «узким» специальностям.

С этой целью были разработаны и введены «узкие» циклы тематического усовершенствования: «Актуальные вопросы оторинолярингологии в работе врачей общей практики», «Актуальные вопросы офтальмологии в работе врачей общей практики», «Актуальные вопросы неврологии в работе врачей общей практики», «Актуальные вопросы диагностики и лечения заболеваний суставов в работе врачей общей практики», «Функциональная и инструментальная диагностика в работе врачей общей практики».

О востребованности такой системы подготовки врачей общей практики свидетельствуют полученные результаты.

Были разгружены врачи «узких» специальностей, что позволило им сконцентрироваться на лечении пациентов, которым требуется специализированная медицинская помощь. При этом необходимо подчеркнуть, что при ведении врачами общей практики «непрофильных» больных не отмечено снижения качества оказанной ими помощи.

В процессе преподавания общей врачебной практики на кафедре использовались конкретные реальные «клинические ситуации», характер которых часто выходит за рамки одной специальности.

Моделирование клинической ситуации происходило по следующей схеме:

  • медико-социальный анализ семьи с уточнением факторов риска
  • объем проведенной первичной профилактики рассматриваемого заболевания
  • клиника развившегося заболевания с выделением ведущих синдромов, трактовка данных обследования на догоспитальном этапе
  • показания и характер госпитализации
  • данные объективного обследования больного на госпитальном этапе
  • тактика ведения больного в стационаре
  • постгоспитальный этап, включающий социально-экономические мероприятия, в том числе определение нетрудоспособности, вторичную профилактику

Клинические ситуации разбирались применительно к неврологическим, офтальмологическим, хирургическим, оторинолярингологическим и терапевтическим заболеваниям.

Моделирование этих ситуаций позволяло врачам общей практики конкретизировать этапность и объем лечебно-профилактических мероприятий на каждом лечебном этапе, основываясь на том, что профилактика в лечебном деле — наиболее трудная сфера профилактики.

Сегодня ее осуществление в системе здравоохранения зависит, прежде всего, от наиболее массовой медицинской структуры — первичной медико-социальной помощи. Это требует достаточного уровня подготовки врачей общей практики в вопросах профилактической работы и активизации действий в совершенствовании методов индивидуального профилактического консультирования, механизмов управления, ориентации профилактической деятельности на здоровье пациента.

Моделирование клинических ситуаций при подготовке врачей общей практики позволяет ориентироваться на конкретный конечный результат лечения — укрепление здоровья, улучшение показателей качества профилактической помощи по выбранным конкретным конечным результатам с учетом медицинской, социальной и экономической эффективности.

Предлагаемые методики подготовки специалистов общеврачебной практики являлись наиболее прогрессивной педагогической технологией, позволяющей готовить специалистов, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к работникам первичного звена здравоохранения, работающим по принципу общеврачебной практики, что значительно повышает престиж работы участковой терапевтической службы и дает возможность без значительных финансовых затрат организовать квалифицированную специализированную неврологическую, кардиологическую, офтальмологическую и другие виды помощи больным на внегоспитальном этапе.

В 2014 году была проведена структурная реорганизация и на клинической базе ГУЗ «Новомосковская городская клиническая больница» приказом Ректора Ряз. ГМУ им. акад. И.П. Павлова был создан Центр дополнительного профессионального образования Университета.

По положению о ЦДПО Центр является основным структурным подразделением Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Общее руководство и контроль над деятельностью ЦДПО осуществляет начальник управления аспирантуры, ординатуры, интернатуры и дополнительного профессионального образования, координацию — декан факультета дополнительного профессионального образования.

Непосредственное руководство ЦДПО осуществляет начальник ЦДПО, который назначается на должность и освобождается от должности приказом ректора Университета в соответствии с действующим законодательством.

ЦДПО является организационной формой интеграции образовательного и научного потенциала подразделений ДПО Университета для совместных действий в сфере дополнительного профессионального образования медицинских и фармацевтических кадров Рязанской и Тульской областей.

ЦДПО обеспечивает координацию усилий, направленных на повышение качества и доступности дополнительного профессионального образования в сфере здравоохранения.

Основной целью ЦДПО является обеспечение качественной реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования медицинских кадров Рязанской и Тульской областей.

Основными задачами ЦДПО являются:

  • осуществление повышения квалификации медицинских кадров Рязанской и Тульской областей с учётом профессиональных стандартов и квалификационных требований
  • осуществление профессиональной переподготовки медицинских кадров Рязанской и Тульской областей с учётом профессиональных стандартов и квалификационных требований

Приказом Ректора Университета начальником ЦДПО назначен доктор мед. наук П.А. Госткин.

в Центре работают ассистенты — кандидаты мед. наук Д.Е. Климов, И.В. Герасимова и И.В. Сорокина, Старшие лаборанты — В.В. Соцкая, А.А. Котельников и лаборант Н.Н. Кирсанова.

Сотрудники ЦДПО осуществляют дополнительное профессиональное образование в формах повышения квалификации и профессиональной переподготовки по специальностям «Хирургия» и «Общая врачебная практика».

В области учебно-методической деятельности ЦДПО осуществляет:

  • разработку и изменения дополнительных профессиональных программ по специальностям «Хирургия» и «Общая врачебная практика» с учётом профессиональных стандартов и квалификационных требований
  • реализацию дополнительных профессиональных программ на высоком методическом и организационном уровне
  • рганизацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, защиты аттестационных работ;
  • подготовку учебно-методических материалов в рамках реализуемых дополнительных профессиональных программ
  • рассмотрение индивидуальных планов учебной и методической работы сотрудников ЦДПО
  • изучение, обобщение и распространение опыта работы лучших преподавателей, оказание помощи начинающим преподавателям в овладении педагогического мастерства
  • разработку и осуществление мероприятий по внедрению в учебный процесс новых форм и технологий обучения с использованием информационных технических средств
  • регулярный анализ качества освоения дополнительных профессиональных программ по профилю центра
  • участие в деятельности факультета дополнительного профессионального образования и Университета

В сфере научно-исследовательской деятельности ЦДПО осуществляет:

  • проведение научных исследований в рамках основного научного направления ЦДПО, ежегодное подведение итогов научно-исследовательской работы в виде отчета и публикации результатов исследований
  • руководство научно-исследовательской работой аспирантов, докторантов, соискателей;
  • подготовку заключений и рецензий по научной продукции, рекомендаций по опубликованию законченных научных работ
  • в установленном порядке сотрудничество по учебно-методической и научной работе с зарубежными вузами и организациями по профилю центра

В сфере подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров ЦДПО:

  • рассматривает диссертации, представляемые к защите сотрудниками центра или другими соискателями
  • подготавливает и обсуждает программы кандидатских экзаменов, а также участвует в приёме кандидатских экзаменов по специальности
  • обеспечивает своевременную подготовку и повышение квалификации штатных преподавателей

Лечебно-диагностическая работа ЦДПО реализуется через:

  • осуществление лечебной, консультативно-диагностической и амбулаторно-поликлинической деятельности штатными сотрудниками;
  • организацию клинического обеспечения основных научных направлений и педагогического процесса.

Развитие Центра ДПО является приоритетным направлением нашей деятельности. В планах стоит создание симультационного комплекса оборудования для обучения хирургов лапароскопическим технологиям оперативных вмешательств. Появляется уникальная возможность обучение выпускников Университета в интернатуре, ординатуре и аспирантуре, что является одним из факторов решения кадровой проблемы больницы.

Перед сотрудниками ЦПДО стоят большие научно-практические задачи, что приведет к значительному улучшению результатов лечения больных как хирургического, так и терапевтического профиля, основой чего является внедрение научных и учебных наработок и достижений Центра в практическую работу ГУЗ “Новомосковская городская клиническая больница”.

 

План-график циклов профессионального образования в ЦДПО на 2022 год

п/п

Наименование цикла

Установка цикла

Вид обу­чения

Продол­житель­ность цикла

Число курсан­тов

Сроки про­ведения

1

Общая врачебная практика (семейная медицина) Врачи-терапевты, врачи-педиатры

ПП

6,0

10

10.01.-30.06.

2

Лапароскопическая хирургия и гинеколо­гия. Врачи-хирурги, врачи акушеры- гинекологи

2,0

10

02.10.-28.11.

3

Неотложные неврологические состояния в работе ВОП Врачи общей практики

ТУ

2,0

10

03.04.-01.06.

4

Сестринское дело Медицинские сестры

ТУ

2,0

10

02.10.-28.11.